Дневник.ру

dnevnik100

Акция

torg_death

Акция «Сообщи, где торгуют смертью!»

«Органы власти субъектов РФ – навстречу детям!»

План внеурочной деятельности

Рассмотрено:                                                               Согласовано:                                            
Утверждаю:

руководитель  ШМО                                                  зам.
директора по УВР                           директор
МКОУ

Жданова Н.М.                                                             Фоменко
В.М.                                          «Казанская СОШ»

__________                                                                          _____________                                        Н.Э.Грасс _________

«20»_марта 2012г.                                                     «
22» марта 2012г.                                           « 23»марта 2012г.

                                                                                                                       Прик. №50

 

План

внеурочной деятельности по направлениям развития личности

МКОУ «Казанская СОШ».

 

 

 

 

 

1. Нормативно-правовая и документальная основа.

* Закон Российской Федерации « Об
образовании» ( действующей редакции).

* Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования (утвержден
приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в
Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями
(утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241,
зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер
19707);

Федеральные требования к образовательным учреждениям в
части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных
помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986,
зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер
19682);

СанПиН 2.4.2. 2821 — 10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача  Российской Федерации  от 29 декабря 2010 г. №189, зарегистрированы в
Минюсте 3 марта 2011 г., регистрационный № 19993);

Федеральные требования к образовательным учреждениям в
части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом
Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России
2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).

*  * Письмо Министерства образования
РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала
общеобразовательного процесса в ОУ».

 Методические рекомендации о расширении деятельности детских и
молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. №
101/28-16).

* Должностная инструкция зам.
директора по воспитательной работе.

* Должностная инструкция
классного руководителя.

* 

2. Пояснительная записка.

Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество,
становится обучение, ориентированное на саморазвитие и
самореализацию личности. На смену идеологии «образование — преподавание» пришло
«образование — созидание», когда личность ученика становится центром внимания
педагога.

Современное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание
знаниями является необходимым, но далеко не достаточным результатом
образования. Оно нуждается в человеке, способном мыслить самостоятельно, быть
готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать
последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира.

Приоритетным направлением ФГОС второго поколения является развитие
потенциала личности. В свою очередь, для реализации нового образовательного
стандарта необходима специально организованная деятельность по его введению в
образовательную практику, создание системы научно-методического сопровождения,
повышения квалификации и подготовки педагогических кадров.

Внеурочная деятельность является составной
частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного
времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно
как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения
потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и
общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на
новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной
деятельности.

Внеурочная деятельность создает условия для социального, культурного и
профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка,
её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Организация внеурочной деятельности педагогически целесообразна, так как
способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей
ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей
интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в
продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно
организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности:
творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой — обогащает опыт
коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей
совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах
человека, общества, государства.

3. Цели и задачи.

Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего
общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и
правового самосознания, духовности и культуры, инициативности,
самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой
ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать
познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит
воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их
деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в
свободное от обучения время.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию
учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от
урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков,
секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных
мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований,
поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся
прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе
руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются
раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие,
музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика,
чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных
учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.

Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении
обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для
финансирования.

В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на
человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и
поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные
ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому
от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние
общественного сознания и общественной жизни.

Воспитательная парадигма школы требует от педагогического коллектива
максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка,
способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию,
независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать
рациональные решения и нести ответственность за свои поступки. Приоритетным
направлением ФГОС второго поколения является развитие потенциала личности. В
свою очередь, для реализации нового образовательного стандарта необходима
специально организованная деятельность по его введению в образовательную
практику, создание системы научно-методического сопровождения, повышения
квалификации и подготовки педагогических кадров.

Разработанная система мероприятий позволит создать условия для
организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями внедрения
ФГОС начального образования в МКОУ «Казанская СОШ».

Цель: создание условий для организации успешной реализации внеурочной
деятельности согласно разработанной и утвержденной модели.

Задачи:

  • создать
    модель воспитательного пространства, адаптированного для внедрения новых
    стандартов;
  • изучить
    социальный заказ и на базе этого согласовать потребности социума и
    возможности школы;
  • организовать
    методическое сопровождение педагогов, внедряющих ФГОС через проведение
    семинаров (аналитических, проектных, методических), курсовую подготовку;
  • информировать
    участников образовательного процесса по ключевым позициям подготовки к
    введению ФГОС

Школа работает по трём уровням результатов внеучебной деятельности
школьников:

1-й уровень — школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень — школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень — школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным
    ценностям;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного
    действия.

4. Модель воспитательного пространства

МКОУ «Казанская СОШ».

В современных условиях необходимость взаимодействия школы и учреждений
дополнительного образования детей обусловлена потребностью в усилении внимания
к вопросам воспитания и образования детей. Именно через сотрудничество возможно
реализовать уникальный воспитательный и образовательный потенциал, обновить
действующие модели, создавать на их основе среду жизнедеятельности ребенка,
которая помогла бы противостоять негативным воздействиям окружающей
действительности.

Потребность сотрудничества продиктована и общностью проблем воспитания и
личностного развития детей, вопросами их самореализации, социальной адаптации в
учебное и свободное время, и необходимостью совместного решения задач
модернизации общего среднего образования учащихся.

В соответствии с федеральным образовательным стандартом начального общего
образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего
образования реализуется, в том числе, через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать
образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от
классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения
основной образовательной программы начального общего образования.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить еще
целый ряд очень важных задач:

— обеспечить благоприятную адаптацию ребенка к школе;

— оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

— улучшить условия для развития ребенка;

— учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности.

Проанализировав организационные модели внеурочной деятельности,
предложенные Министерством образования РФ, педагогический коллектив и
представители родительской общественности приняли решение выбрать в качестве
базовой модель дополнительного образования (на основе
муниципальной системы дополнительного образования), которая опирается на
преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного
образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования
детей. Эта модель способствует созданию условий для развития творческих
интересов детей, включения их в художественную, техническую,
эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Связующим звеном между дополнительным образованием и внеурочной
деятельностью выступают такие формы ее реализации, как факультативы, школьные
научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по
выбору. Вместе с тем внеурочная деятельность в рамках ФГОС НОО направлена,
прежде всего, на достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования. А дополнительное
образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительных
образовательных программ, разработанных педагогами, рассмотренных методическими
объединениями и утвержденных педагогическими и  методическими советами учреждений, от которых
работает педагог. Таким образом, на базе МОУ создается программно-методическое
пространство внеурочной деятельности и дополнительного образования детей. Оно
обеспечивает широкий выбор для ребенка на основе спектра направлений детских
объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и
самореализации ребенка, привлечение к осуществлению внеурочной деятельности
квалифицированных педагогов.

5. Направления внеурочной деятельности.

По результатам анкетирования родителей было выявлено, что существует
потребность в организации работы целого ряда кружков и секций различных
направлений, которая даст основания для наиболее полного раскрытия и развития
индивидуальных способностей каждого ребенка. Направления внеурочной
деятельности:

1 — духовно-нравственное;

2 — спортивно-оздоровительное;

3- общеинтеллектуальное;

4 — общекультурное;

5 — социальное.

Каждое из этих направлений реализует определенные наклонности ребенка, в то
время, как в совокупности они способствуют гармоничному развитию личности учащегося,
что, собственно, и является конечной целью воспитательной работы в школе и
отражено в концепции воспитательной системы.

Так, занятия в спортивных кружках и секциях дают ребенку возможность
реализовать накопившуюся энергию, прививают навыки ЗОЖ, способствуют
физическому развитию учащихся, а так же вырабатывают такие качества характера
личности, как настойчивость, чувство коллективизма, упорство, выносливость и
др.

Занятия в кружках культурно-эстетического направления способствуют развитию
воображения, артистизма, а, кроме того, закладывают основы понятия морали, что,
безусловно, очень важно в воспитании личности.

УМК «Перспективная
начальная школа» предлагает следующие Программы внеурочной  деятельности:

         1. Программы
научных клубов младших школьников
«Изучаем  окружающий мир. Решаем практические задачи» и «Ключ и заря». Особенности
реализации данных программ показаны в учебниках «Русский язык», «Литературное
чтение», «Окружающий мир (2-4 классы). Занятия в факультативе по математике «Изучаем окружающий мир. Решаем
практические задачи» (интеллектуального направления) расширяют и
углубляют знания по математике и окружающему миру. Научные клубы «Ключ и заря»  развивают умственные способности детей, учат
анализировать, рассуждать и т.д., что, конечно, пригодится в обучающей
деятельности.

         2. Программу
кружковой (факультативной) работы по теме: «Музей в твоем классе». Программа
реализует художественно-эстетическое и
научно-познавательное направление внеурочной деятельности,  дифференцирована по возрастным группам (1-2,
3-4 классы) и предметным областям (развитие речи и изобразительное искусство),
направлена на формирование у детей личностных, познавательных, коммуникативных,
регулятивных УУД и начальных представлений о языке живописи и путях ее
развития. Программа обеспечена методическим пособием «Музей в твоем классе»
(Академкнига/Учебник).  

Целью
спортивно-оздоровительного направления является формирование знаний, установок,
личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление
физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени
начального общего образования как одной из ценностных составляющих,
способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению
планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального
общего образования.

Данное направление
представлено с 1-4 классы 1 часом в 
неделю (135 часов  в год) на работу
кружка  «Подвижные игры»и

1часом в неделю (135 часов в год) занятий «Планета Здоровье».

Социальное направление  создает основу для самостоятельного успешного
усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов
деятельности .Повышает ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их
индивидуально-личностные позиции, формирование целостного, социально
ориентированного взгляда на мир в его органичном  единстве и разнообразии природы

Данное
направление представлено кружковыми занятиями для учащихся 1 класса : «В школу
с улыбкой» — 1 час (33 часа в год).

Общеинтеллектуальное
направление обеспечивает формирование мотивации к обучению и познанию, развитие
творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия
со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Направление
представлено 1часом для учащихся 1 класса 
«Учимся играя»- 1 час в неделю (33 часа в год).

        Программа "Я —
исследователь" — интеллектуальной направленности. Она является продолжением
урочной деятельности,  опирается на методику
и программу исследовательского обучения младших школьников автора
А.И.Савенкова.

В программе удачно сочетаются
взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное
благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией
коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к
наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт,
позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Программа дифференцирована по возрастным группам
(1-2, 3-4 классы) и рассчитана на 4 года с 1-4 классы (135 часов).

Духовно-нравственное
направление направлено на развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее
принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей,
становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского
общества. Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
информационного общества, инновационной экономики, задачам построения
демократического  гражданского общества
на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального,
поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.

Данное
направление представлено кружковыми занятиями «Музей в твоем классе», с 1-4
классы, «Ключ и заря» со 2 -4 классы

6. Формы взаимодействия с социальными партнерами по реализации внеурочной
деятельности:

— совместная работа с различными социальными группами детей: одаренными и
талантливыми детьми, «групп риска», с ограниченными возможностями здоровья;

— совместная организация проектной деятельности учащихся, творческих
лабораторий, лагерей, клубов, объединений по интересам и т.п.;

— совместное осуществление медико-психолого-педагогического
мониторинга динамики развития, воспитанности и обученности детей.

7. Реализация плана.

Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, базовая модель
может быть реализована через:

— дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения
(внутришкольная система дополнительного образования );

— образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а
также учреждений культуры и спорта;

— классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования,
общественно полезные практики и т.д.);

— деятельность иных педагогических работников (заместителя директора по
воспитательной работе, социального педагога, педагога-психолога), в
соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик
должностей работников образования;

— инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации,
внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные
особенности.

Данная модель опирается на преимущественное использование потенциала
внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями
дополнительного образования детей.

7.1 Организация работы по направлениям.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
(духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное,
общекультурное) через организацию регулярных внеурочных занятий: проведение
экскурсий, олимпиад, соревнований, и т.п. Так же важна организация отдыха в
каникулярный период, в том числе работа оздоровительных лагерей на базе школы.

Реализация целей и задач развития личности по разным направлениям
происходит посредством деятельности кружков и секций, работающих от учреждений
дополнительного образования, а так же работой классных руководителей. При
отборе содержания и видов деятельности детей учитываются интересы и потребности
самих детей, пожелание родителей, опыт внеурочной деятельности педагогов и
материально-техническая база школы. Реализация программы проводится по
следующим направлениям: духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное,
общеинтеллектуальное, общекультурное и социальная проектная деятельность. В
общей сложности каждый учащийся может посещать от пяти до десяти кружков и
секций развивающего характера.

План внеурочной
деятельности

Формы организации внеурочной деятельности

Направления внеурочной деятельности

Количество часов  в неделю

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Кружок «Подвижные игры»

Спортивно-оздоровительное

1

1

1

1

Факультативный курс «Планета Здоровье»

1

1

1

1

Научный клуб по математике «Изучаем окружающий мир. Решаем практические
задачи»

Спортивно-оздоровительное,

социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное

 

2

2

2

Научный клуб «Ключ и заря» 

Духовно-нравственное,
социальное, общеинтеллектуальное

 

2

2

2

Кружок «Учимся играя»

общеинтеллектуальное

1

 

 

 

 Кружок«Я- исследователь»

социальное,
общеинтеллектуальное

1

1

1

1

Факультативный курс «Земля- наш дом»

социальное,
общекультурное

1

1

1

1

Кружок « В школу с улыбкой»

социальное

1

 

 

 

Кружок 
«Музей в твоем классе»

Духовно-нравственное,
социальное, общекультурное

1

2

2

2

Максимальный объём внеурочной деятельности на ступени начального
общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей ОУ

 

7

10

10

10

               

  Методы
работы:


словесный;


исследовательский;

-поисковый;

-наглядный;

-практический;

-игровой;

-метод
коллективного творчества

 

                                       

 

 

 

Формы работы:


работа со справочной литературой;


паспортизация комнатных растений;

-уход
за комнатными растениями;

-создание
паспортов коллекций комнатных растений;

-создание
тематических папок и стендов;

-подготовка
и проведение мастер-классов;

-озеленение
школы;

 -экскурсия;

-выращивание
рассады садовых цветов;

-уход
за садовыми растениями;

-создание
экологических проектов;

 -уборка пришкольной территории;

-исследовательская
деятельность;

-факультативные
занятия;

-тематические
классные часы экологической направленности;

-создание
буклетов экологического содержания;

-экологические
выставки;

-кружковая
деятельность;

-литературное
творчество;

-демонстрации
фильмов о природе;

 

7.2 Виды и формы внеурочной деятельности учащихся начального звена.

Вид внеурочной деятельности

Образовательные формы

1. Игровая

Ролевая
игра

 

Деловая
игра

 

Социально-моделирующая
игра

2. Проектно-познавательная

Викторины,
познавательные игры

 

Общественный
смотр знаний

 

Детские
исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности
(олимпиады, интеллектуальные марафоны)

3. Проблемно-ценностное общение

Этическая
беседа, дебаты, тематический диспут, проблемно-ценностная дискуссия

4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое
общение)

Культпоходы
в  музеи, концертные залы, выставки

 

Концерты,
инсценировки, праздники на уровне класса и школы

 

Школьные
концерты, выставки

5. Художественное творчество

Кружки
художественного творчества

 

Художественные
выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе

Социальные
проекты на основе художественной деятельности

6. Социальное творчество (социально значимая
волонтерская деятельность)

Социальная
проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной
взрослыми)

 

КТД
(коллективно-творческое дело)

 

Социальный
проект

7. Трудовая (производственная) деятельность

Кружки
технического творчества, кружки домашних ремесел

 

Трудовой
десант, «Город мастеров»

 

Субботник,
детская производственная бригада

8. Спортивно-оздоровительная

деятельность

Занятия
спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах

 

Школьные
спортивные турниры

 

Социально
значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты

9. Туристско-краеведческая деятельность

Образовательная
экскурсия

 

Туристический
поход

 

Краеведческая
экскурсия

7.3. Организация выездных мероприятий.

№ пп

Место
проведения экскурсии»

Сроки

Ответственные.

1

Поездка в
бассейн

Летний
лагерь

 (по договоренности)

Зам. директора
по ВР, родительский комитет.

2

Экскурсии

 В течение учебного года

Классный
руководитель, род. комитет

3

Омский планетарий.

Март —
апрель

Классный
руководитель, род. комитет

4

Районный
музей им. Коровкина.

май

Классный
руководитель, род. комитет

7.4 Организация профилактических мероприятий.

1.  Прогулки на свежем воздухе

2. Проведение тематических занятий ( 1 раз в неделю, согласно утвержденному
плану занятий)

 

Важное о Любин6ском

lmr

Куда пойти учиться?

Картинки

Архив новостей

Я родитель

deti-240x400_4